Монитор «Железняков»

Монитор Железняков на закате
Монитор Железняков на закате

В боевых действиях мониторы участвовали как специальный класс кораблей, предназначенный для действия в прибрежных водах морей или на реках для поддержки своих войск, а также для подавления вражеской береговой обороны и для обеспечения высадки десантов.

Проект «СБ-37», который существовал в СССР, был призван создать новую серию советских кораблей повышенной маневренности. Также они должны быть покрыты броней и вооружены оружием, которое имело бы малое время необходимое на реагирование. Всего по этому проекту было построено 6 кораблей и лишь 2 из них, дожили до нашего времени — «Железняков» и «Ростовцев». Первый стоит как памятник, а второй во время ВОВ был взорван командой, поднят, восстановлен и до недавнего времени использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Остальные мониторы были взорваны своими командами во время военных действий и затонули.

27 октября 1936 года монитор «Железняков» вступил в строй. Его постройка осуществлялась под личным контролем товарища Сталина и стала всенародной стройкой, потому что все материалы и оборудование, а также вооружение принципиально изготавливалось на заводах СССР без помощи и консультации зарубежных специалистов, причем под «неусыпным оком» производилось и доставлялось в Киев в немыслимо короткие сроки. Все металлические конструкции корабля соединялись по старинке, посредством клепки, требования к которой при работе с броней были особенными. К тому же клепать броню намного тяжелее, чем обычную металлоконструкцию.

Война застала «Железнякова» на Дунае, у города Рени. В день нападения СССР он находился в состоянии повышенной боевой готовности. В 4 часа 15 минут 22 июня он произвел первый орудийный залп по фашистам, обстрелявшим корабль. В том первом жестоком бою, длившемся почти весь день, артиллерией монитора была уничтожена одна из батарей и сбит неприятельский самолет. Кораблю неслыханно везло в боях и его стали называть «неуловимым», но в конце августа 1942 года попал в казалось бы безвыходное положение. Отбиваясь от наседавших фашистов, монитор оказался запертым в кубанском плесе. Оставался единственный путь — по Казачьему Ерику в Ахтанизовский лиман, откуда — через мелководную речку Пересыпь — в Азовское море. Уже на подходе стало известно, что гитлеровцы установили в ее устье мощные батареи. Что делать: взорвать корабль, а самим уходить через бескрайние кубанские степи на Кавказ? Но моряки не воспользовались этой крайней мерой и решили на своем корабле пробиваться к морю. И вот когда до спасительного моря оставалось совсем немного, монитор вдруг остановился, натолкнувшись на намытый в устье песчаный барьер. Но тут произошло еще более неожиданное: низко пролетевшие над «Железняковым» самолеты с черными крестами вдруг ударили по своим же солдатам на берегу; очевидно, фашистские летчики решили, что корабль высадил десант.

Интересные факты:
— максимальная скорость корабля не превышала 15 километров в час,
— без дозаправки он мог пройти 6000 километров,
— на судне могло одновременно находиться около 70 человек.

Воспользовавшись замешательством врага, моряки завели носовой якорь; несколько попыток — и корабль, подхваченный пенистыми волнами с моря, перескочил через отмель. В хмурый сентябрьский день 1942 года израненный в непрерывных боях, истрепанный жестокими штормами и нуждающийся в основательном ремонте «Железняков» входил в Потийскую гавань: удивлению находившихся там моряков не было предела — его давно считали погибшим (фашистское командование не раз сообщало по радио о потоплении монитора).

До сентября 1944 года монитор простоял на ремонте в Поти. Затем он снова взял курс к устью Дуная, где его ждали новые бои. До победного мая 1945 года «Железняков» участвовал в боевых действиях в составе возрожденной Дунайской флотилии, а затем был «демобилизован» и попросту списан. Некоторое время он был плавскладом «ПСКЛ-4». Его вооружение пополнило Центральный военно-морской музей СССР в Ленинграде. Броневую башню с артиллерийским орудием установили у входа в музей Суворова в Измаиле. А корпус монитора служил причалом для речных судов и катеров. Предавалась забвению и бывшая команда монитора.

В 1965 году корпус и боевое вооружение корабля собрали с их прежних мест обитания и передали «родителю» — заводу «Ленинская кузница». Мастера получили все то, что было необходимо для полного восстановления корабля, в том числе утраченное вооружение и оборудование. Монитор был полностью восстановлен в том виде, в каком совершал некогда ратные подвиги и стоит по сей день рядом с заводом в парке моряков. К сожалению за ним плохо ухаживают и большинство внешних деталей украдены, разбиты или попросту сломаны до неузнаваемого состояния.

Где находится монитор железняков?
Адрес: улица Электриков, 26Б


Просмотреть увеличенную карту