Мост Патона

Мост Патона ночью
Мост Патона ночью

Одним из самых старых мостов Киева является мост Патона, который спроектировал всемирно известный советский ученый-механик и инженер Евгений Патон. Его детище доказало всем, что сварка может и должна быть использована при строительстве мостов, а также прославило своего автора на весь мир.

История моста Патона, косвенно, началась в 1904 году когда власти города Киева решили соединить между собой Мариинский и Крещатый парки. На месте где их нужно было соединить постоянно происходили оползни и было предварительно решено сделать там подземный переход, а не аллею. Спроектировать переход пригласили на то время уже 34-летнего профессора Московского инженерного училища путей сообщения Евгения Патона.


— Я приехал в Киев как раз на Пасху и доехав до места будущего строительства, был очарован утопающими в зелени холмами над Днепром. С них открывалась красивая панорама на реку и левобережный Киев. Поэтому я уже тогда решил, что идея с подземным переходом будет неуместной и скучной — среди такого великолепия гармонично будет смотреться легкий и изящный мостик, рассказал потом Патон.

Евгению было предложено возглавить кафедру проектирования мостов при КПИ и он недолго думая согласился. Спустя 5 лет его проект моста, который соединял оба парка, был реализован и сейчас известен всем как мост влюбленных. В 1929 году профессор основал сварочную лабораторию и электросварочный комитет, которые, впоследствии, стали базой для создания известного на весь мир института электросварки Патона.

Во время Первой мировой войны мост, соединяющий левый и правый берег Киева — был разрушен, а на его месте построили временную переправу, которая состояла из деревянных и металлических конструкций. Незадолго до начала ВОВ было принято решение построить вместо переправы капитальный мост, которому в проектных документах было дано название Наводницкий. Полным ходом шло сооружение опор нового моста, обсуждалось оформление въездов и ограждений, но началась война и работы были прерваны. Немцы, покидая Киев, частично разрушили опоры будущего моста несколькими авиабомбами, но они все же были восстановлены и использованы для временного моста в послевоенное время. После постройки моста Патона временная переправа была разобрана, опоры разрушены, но не все — в 2013 году на одной из уцелевших опор Наводницкого моста была установлена скульптура Редкая птица.


Интересные факты:
— после войны, по распоряжению Никиты Хрущева, Евгению Патону в служебное пользование был предоставлен американский автомобиль «Линкольн Зефир»,
— благодаря новому методу сварки, который разработал Евгений, во время ВОВ удалось полностью автоматизировать сварку корпусов танка Т-34,
— во время ВОВ оккупантами в неизвестном направлении была вывезена коллекция макетов мостовых переходов, которую собирал Патон. За 26 лет он успел собрать около 1200 экспонатов среди которых, помимо макетов, были фотографии и чертежи,
— во время монтажа пролетов было сварено около 11 000 швов,
— общая длина моста Патона составляет 1,5 километра,
— въезд на мост со стороны правого берега оформлен пропилеями (колоннады) дорического ордера (греческий или римский архитектурный стиль), с левого — двумя колоннами высотой 20 метров. Ограждения украшены художественным чугунным литьем,
— с 1954 по 2004 год на мосту была проложена трамвайная линия,
— сын Евгения Патона, Борис Патон, был первым кто въехал на новый мост во время его торжественного открытия и сидел он за рулем «Линкольна Зефира»,
— на торжественном митинге по поводу сдачи моста в эксплуатацию, было зачитано правительственное постановление о предоставлении новом мосту имени Патона, вместо проектного Киевский,
— бульвар Дружбы Народов, который начинается сразу после моста Патона на правом берегу Киева, назвали так потому, что арку Дружбы Народов планировалось перебросить через саму магистраль. К арке должны были крепиться пешеходные мостики. Но в результате арку установили в Крещатом парке, а название бульвара оставили прежним.

После войны строительство капитального моста было возобновлено, но назвать его решили уже не Наводницким, а Киевским. Именно в этот момент Евгением Патоном и было предложено использовать не клепаные соединения, а сварку при монтаже прогонов. Технология была новая и не опробованная — новация инженера вызвала недовольство среди коллег и начальства. Удивительно, но Патону удалось убедить Хрущева в своей правоте и тот дал добро на использование идеи со сваркой.


— В июле я стоял на возвышенности, откуда просматривался весь мост (говорится о месте, где сейчас находится Родина-Мать) и любовался строгим профилем ферм крупнейшего в мире цельносварного моста. Моя многолетняя мечта почти осуществилась. Я мысленно представлял себе законченный мост по которому двигались потоки транспорта, с особой силой ощущал величие той эпохи, в которую мне было суждено жить, рассказывал друзьям Евгений…

В 1953 году строительство моста было завершено, но его создатель не дожил до открытия каких-то 3 месяца — Евгений Оскарович умер в августе на 83-м году жизни.

Где находится мост Патона?
Адрес: проспект Воссоединения — бульвар Дружбы Народов