Памятник паровозу ИС (ФДп20-578)

ФДп20-578
ФДп20-578

До 1962 года этот паровоз назывался ИС, что расшифровывалось как Иосиф Сталин и на момент своего создания (1932 год), являлся самым мощным пассажирским паровозом во всей Европе. За всю историю паровозостроения в СССР, он был самым мощным, а его единственный экземпляр (из 649 построенных) сохранился в Киеве.

В 1937 году стали выпускать паровоз ИС20-16, на котором в качестве эксперимента был установлен кожух обтекаемой формы. Ещё в начале 1930-х годов были проведены комплексные испытания локомотива в подобном кожухе в аэродинамической трубе. После испытания выяснилось, что при скоростях выше 100 км/ч, благодаря снижению воздушного сопротивления, это может дать выигрыш в мощности в 200-250 лошадиных сил.

Благодаря хорошим аэродинамическим показателям, ИС20-16 мог разогнаться до рекордных для того времени 160 км/ч. В том же 1937 году один из паровозов серии ИС был презентован публике на Всемирной выставке в Париже, где он получил премию Гран-при.
В 1941 году, в связи с военными событиями, заводы прекратили выпуск паровозов серии ИС. Последний локомотив серии ИС21-648 был достроен в 1942 году на Улан-Удэнском паровозоремонтном заводе. Всего с 1932 по 1942 годы было выпущено 649 подобных паровозов.

Интересные факты:
— в 1962 году, в период борьбы с культом личности Сталина, обозначение серии ИС сменилось на ФДп (ФД — Феликс Дзержинский, ФДп — пассажирская разновидность локомотива).

Мало кто знает, что единственный из 649 паровозов серии ИС сохранился и находится в Киеве. Этот ФДп20-587 стоит на постаменте недалеко от локомотивного депо Киев-Пассажирский (ТЧ-1). Паровоз сохранили в 1982 году по инициативе действующего на то время начальника Юго-Западной железной дороги Петра Кривоноса. Петр, в 1935 году будучи машинистом паровозов не ИС серии, впервые смог увеличить форсировку котла паровоза, благодаря чему техническая скорость была повышена вдвое — до 50 км/час. С его именем связывают открытие Детской железной дороги в Киеве, ведь 2 августа 1953 года на День железнодорожника, именно Кривонос вел первый поезд с шумной детворой в разноцветных вагончиках.
Совсем рядом находится музей железнодорожного транспорта, где вы сможете увидеть паровозы и вагоны разных модификаций, а также побывать внутри этих транспортных средств.

Где находится памятник паровозу ИС (ФДп20-578)?
Адрес: площадь Петра Кривоноса, 2Б