Смотреть все статьи по Подольскому району
Как административная единица, создан в 1921 году на территории одной из самых древних и самых больших частей Киева — Подоле. В мае 2001 года район отметил 80-летие местного самоуправления.
Состав Подольского района
Ветряные горы — впервые были упомянуты в конце XIX века (название от характера местности). Основная застройка массива производилась в 1961—1963 годах. В основном застроен пятиэтажными жилыми домами. На массиве проложена улица Ветряные горы, интересной особенностью застройки которой является то, что с одной её стороны находятся старые двух — и трехэтажные дома, а с другой — современные новостройки. До середины 1980-х годов на Ветряных горах также существовала Ветряная улица.
Виноградарь — жилой массив был построен по проекту архитектора Э. Бильского. Расположен на северо-западной окраине города. На востоке прилегает к местностям Ветряные горы и Приорка, на юге — к Мостицкому массиву, территории агрокомбината «Пуща-Водица», на западе — к озеру Синему. Основные магистрали — проспекты Правды, Свободы и Георгия Гонгадзе (ранее — проспект Советской Украины).
На месте Виноградаря в 1935 году было основано поселение под таким же названием, засаженное виноградниками; позже колхоз Виноградарь. Массив застроен в 1975—1987 годах.
В настоящее время Виноградарь административно относится к Подольскому району города, что нередко служит причиной курьезов, связанных со средствами массовой информации: непрофессиональные журналисты принимают его за часть Подола, одной из центральных местностей Киева. Зачастую эта ошибка проникает даже в заголовках, составители которых, впрочем, могут сознательно пренебрегать достоверностью.
Синеозёрный массив — жилой массив построенный по проекту архитектора Э. Бильского. Расположен западнее Виноградаря. Название массив получил от бессточного озера Синее, на берегу которого был построен.
Застройка осуществлялась с 1981 года. Массив застроен 16-этажными точечными крупнопанельными и 6-, 7-, 8-, 9-этажными кирпичными жилыми домами с криволинейными очертаниями в плане. Здесь имеются специализированная гимназия с углубленным изучением иностранных языков, детский сад-ясли, супермаркет, а у озера — пляж и водно-спортивный комплекс. В южной части массива расположены гаражные кооперативы.
Ближайшие к массиву станции Киевского метрополитена — «Сырец» и «Минская». В перспективе планируется постройка станции «Синеозёрная» Сырецко-Печерской линии, которая будет расположена поблизости на пересечении проспекта Правды и проспекта Георгия Гонгадзе.
Цветоводство — расположен к северу от Нивок между улицами Маршала Гречко и Стеценко. Состоит из микрорайонов «Цветоводство-1» (от Интернациональной площади до Северо-Сырецкой улицы), «Цветоводство-2» (от Северо-Сырецкой улицы до издательства «Киевская правда») и группы домов по улице Котовского. Массив застраивался одновременно с соседними Нивками пяти- и девятиэтажными панельными и кирпичными жилыми домами с конца 1950-х по конец 1960-х годов; отдельные здания строились до начала 2000-х годов. Название массива — от расположенных в окрестностях цветоводств и фруктовых садов.
К востоку от Цветоводства расположены завод «Квазар-микро» и лесопарк Сырецкий гай; к западу — дачный поселок Берковец, к югу — Нивки, к северу — фруктовые сады совхоза «Пуща-Водица» и массив Виноградарь.
Через массив проходят троллейбусы и автобусы, сообщающие Виноградарь со станциями метро «Нивки» и «Сырец», неподалеку от массива, в Сырецком лесопарке, находится конечная остановка троллейбусного маршрута № 5.
Рыбальский остров — находится в черте города, на правом берегу Днепра, между Оболонью и Подолом. Сейчас является преимущественно промышленным районом. На самом деле является полуостровом, однако исторически сложилось, что используется именно топоним «Рыбальский остров», возможно, из-за более краткой и удобной формы.
Название связано с исторической местностью — Рыбалки, где было и одноимённое поселение. Полуостров представляет собой остатки длинной косы, которая была левым берегом речки Почайны, отделяла её от Днепра. Со временем косу размыло, и её поглотил Днепр, вплоть до современного Рыбальского острова. Почайна заилилась, обмелела, превратившись в цепочку озёр, завершающуюся бухтой между Рыбальским островом и Подолом.
В 1897—1899 годах в этой бухте была построена гавань шириной 180—240 м и длиной 2 км и верфь для пароходов (проект инженера Н. И. Максимовича). Берега полуострова подняли и замостили. В 1929 году был открыт Петровский железнодорожный мост — с Рыбальского острова на левый берег Днепра. В 1926—1930 годах по проекту Б. И. Доманского и М. Т. Парусникова на Рыбальском полуострове соорудили мощную (для того времени) электростанцию — КРЭС (Киевская районная электростанция, позднее — ТЭЦ-2, СТ-2) мощностью 21,3 МВт. В конце 1930-х годов верфь, принадлежавшая в то время уже заводу «Кузница на Рыбальском», была реконструирована.
После Великой Отечественной войны, во время которой верфь, завод и КРЭС очень пострадали, была проведена реконструкция, а в 1961 году построена новая гавань с грузовым речным портом. В 1963 году был построен Вантовый мост, соединивший Подол и Рыбальский остров. В 2001 году мост был закрыт для автомобильного движения в связи с его аварийным состоянием. В 2009 году мост закрыт полностью. В 1967 году на полуострове установлен памятник экипажу монитора «Железняков».
Мостицкий массив — спальный район с соответствующей инфраструктурой. Возник в 1980-е годы. На массиве расположены две средние школы (№243, 271)и международная школа «Меридиан», три детских дошкольных учебных заведения (школа-детский сад «Подоляночка», школа-детский сад-ясли «Плай», детский сад № 72).
Подол — низинная часть исторического центра города (Нижний город), древний район ремесленников и купцов. Простирается вдоль правого берега Днепра и Киевской гавани, под горами Старокиевской, Замковой, Щекавицей и Юрковицей, между пешеходным мостом через Днепр и Заводской улицей. В геологическом плане является частью Украинского/Белорусского Полесья.
Название местности происходит от старославянского «подол» — низина, низинная местность. Наряду с Верхним городом (Старым Киевом) и Печерском Подол является одной из трех древнейших частей города. Первые поселения — со времен каменного века (21 — 17 тыс. лет назад, в том числе уникальная Кирилловская стоянка, открытая Викентием Хвойкой на современной Кирилловской улице № 59 — 61). На территории Подола были давние исторические местности Бискупщина, Боричев, Гончары, Дегтяры, Кожемяки, Плоское. Через Подол протекала река Почайна.
Вплоть до середины XII века из-за оползней и наводнений подгорная терраса Днепра была неудобна для жилья. Тем не менее, первая дендродата, полученная археологами на одной из построек Подола на Житнем рынке и свидетельствующая о начале регулярного строительства на Подоле — 887 год — самая ранняя для Киева (что вовсе не означает, что здесь до этого не было построек построек). Другие дендродаты: Красная площадь — 913 год, ул. Верхний Вал — 901 год, ул. Нижний Вал — 900 год. М. Сагайдак относит начало регулярного заселения Подола к рубежу IX—X веков. В начале X века здесь появляется регулярная усадебная застройка, формируется уличная сеть. Освоение Подола свидетельствует об ориентации нового киевского населения на речную торговлю. Во времена Древней Руси на Подоле находились основные торговые и ремесленные сооружения.
Киевляне жили в усадьбах, в деревянных домах (обычно двухэтажных, но были и трёх и четырехэтажные постройки), имели около них сады и огороды, каменные жилища, как в западноевропейских городах, ещё не строили, однако каменные фундаменты уже применялись. Район неоднократно подвергался затоплением, разрушениям и пожарам. Крупный пожар произошел 9 июля 1811 года: огонь уничтожил большинство из 2068 подольских домов, то есть более половины застройки Киева (в то время в городе насчитывалось 3672 жилых здании).
Планов перестройки Подола было два. Первый был сделан главным архитектором Киева Андреем Меленским и датирован 17 сентября 1811 годом. В нём предполагалось максимально сохранить градостроительную базу, систему улиц, деление на кварталы, состоящее на Подоле столетиями. Однако план восстановления Меленского не был утвержден в Петербурге. Позже перепланировку Подола поручили петербургском архитектору Вильяму Гесте, в то время администратору Строительного комитета при Министерстве внутренних дел Российской империи. Он, поблагодарив Меленского за предоставленные материалы и разработки, разработал проект прямоугольных кварталов. Не был учтён рельеф, существующая система коммуникаций, водостоков, древняя базово-планировочная структура застройки, киевские архитектурные традиции. 3 марта 1812 этот план был утвержден. Оригинал плана Уильяма Гесте до сих пор не найден, сохранились отдельные его фрагменты. Меленскому, как главному архитектору, пришлось воплощать в жизнь не свои, а чужие замыслы. Подол был полностью перепланирован, укрупнены кварталы, вместо извилистых, узких переулков проложены прямые улицы — линии (древнюю конфигурацию сохранили только несколько улиц — Боричев Ток, Покровская, Притисско-Никольская). Эта конфигурация улиц Подола сохранилась до сих пор.
Подол дал названия Подольскому району, спуску и переулку. В 1920—1930-е Подол получил название Петровка (Петровский район) — от фамилии председателя ВУЦИК Григория Петровского.
К Подолу с Верхнего города ведут несколько спусков. Самый популярный — Андреевский. Центр Подола — большая Контрактовая площадь, где каждый дом — памятник. Старый корпус Киево-Могилянской академии — центра православного просвещения славянских народов (основана в 1632 году). На Подоле также находятся дом Петра, где по преданию он останавливался; памятник украинскому философу Григорию Сковороде (1976, И. П. Кавалеридзе). На Покровской улице — Покровская церковь (1766) в стиле украинского барокко архитектора Ивана Григоровича-Барского, дом золотых дел мастера Стрельбицкого, колокольня церкви Николы Доброго. На Контрактовой площади с 1798 года ежегодно проводились Всероссийские ярмарки, для чего в центре площади был построен Гостиный двор с 50 магазинами. Также восстановлена церковь Богородицы Пирогощи (1136).
Также среди наиболее известных достопримечательностей Подола — Киево-Могилянская академия, речной порт, Флоровский монастырь, Ильинская церковь, фуникулёр, фонтан Самсон.