Секретный Киев: Тоннели под Днепром

Кессон на Оболони
Кессон на Оболони

Как и большинство проектов времен СССР, «сталинские тоннели» не стали исключением — проект был большим, амбициозным, сложным и обходился Советскому Союзу в огромную сумму. За каждый день работ.

Возможно Сталин знал о том, что нацистская Германия нападет на Советский Союз, причем за 5 лет до начала Великой Отечественной Войны. В 1936 году у главы правительства СССР возникла идея соединить 2 берега Киева подземными тоннелями. В те времена не особо думали о том, какую нагрузку это создаст на экономику — партия сказала «надо!», значит будем делать. Строительство грандиозного по тем временам проекта было поручено Хрущеву, который уже курировал ранее строительство метро в Москве.

Подготовка к стройке велась в условиях большой секретности и очень основательно: рядом с местами разрытия котлованов были построены заводы по производству бетона, склады для оборудования, гаражи для техники и дома для рабочих. Причем для рабочих от домов осталось одно лишь название — это были одноэтажные бараки, а для прорабов, инженеров и руководителей, строили жилые дома в центре Киева. На Жуковом острове до сих пор сохранилось здания реабилитационного центра, где работники отдыхали и восстанавливали свои силы. Всего же на стройке было задействовано более 12 000 человек.

Каждого из этих 12 000 человека проверяли, причем предпочтение практически всегда отдавали тем, кто уже побывал на армейской службе. На стройке прежде всего ценилась дисциплина, а кому как не закаленным военной службой ребятам, знать что это такое. Рабочим запрещали рассказывать друг другу о том, чем они занимаются на стройке — в противном случае их как минимум ждало увольнение, а зачастую — тюремный срок.

Работы начали вести одновременно на двух берегах Киева — там разрывали котлованы для прокладки тоннелей непосредственно под рекой, а также на открытой местности недалеко от таких мест как Пирогово, Осокорки, Бортничи и Жуков остров, где планировалось проложить железнодорожные пути до въездов в тоннели. Кстати в тоннелях хотели сделать весьма хитроумную систему, благодаря которой рельсы бы закрывались и поверх их могли проехать автомобили и военная техника, но до этого этапа, к сожалению, так и не дошли.

Как же в те времена прокладывали тоннели под водой?

Делали это с помощью кессонов. Что это такое? Представьте себе железобетонный ящик, который перевернут вверх дном, а в дне — отверстие. Над ним отливалась железобетонная тоннельная секция, а в камеру кессона под давлением закачивалась вода, которая очень мощной струей размывала грунт. Образовавшаяся смесь воды с грунтом отсасывалась и подавалась наверх. Грунт вымывался, и кессон вместе с тоннельной секцией оседал вниз, шахта нарастала, образуя ствол, выложенный изнутри чугунными тюбингами или попросту говоря чугунными ребрами, распирающими землю под водой.

Когда эта конструкция опускалась на 50 метров, начинали горизонтальная проходку тоннеля, то есть продавливали грунт с помощью проходческого щита: домкраты толкали его вперед, а работники монтировали из чугунных тюбингов кольцо туннеля. Отталкиваясь от него, домкраты вместе со щитом проходили около метра (норма в сутки 70 сантиметров) и так день за днем.

В начале 1941 года на одном из щитов, который двигался с острова Водников в сторону левого берега, произошла авария. Сжатый воздух из тоннеля вырвался на поверхность воды и он мгновенно заполнился водой. Строители едва успели спастись и после назначения нового начальника, начали ремонт щита, но тут неожиданно грянула война. В конце июля поступила команда из Москвы: работы прекратить, строительство законсервировать. Проходческие щиты и тюбинги затопили, а другое ценное оборудование засыпали землей в котлованах.

Интересные факты:
— даже если бы «сталинские тоннели» или как их ещё называли «объект №1» были достроены до начала войны, то они бы не выдержали авиационных ударов. Тоннели были рассчитаны на удар бомбы весом до 500 килограмм, когда Германия бомбила уже тогда бомбами весом в 2 тонны,
— после войны, когда возобновилось строительство метрополитена в Киеве, из тоннеля подняли большое количество тюбингов и труб, которые затем были использованы при строительстве станций «Вокзальная» и «Политехнический институт»,
— на Оболони есть остатки кессона, который многие принимают за остатки тоннеля,
— в середине 90-х годов парочка экстремалов с аквалангами попытались исследовать затопленный тоннель на Жуковом острове, но через пару десятков метров они натолкнулись на завал из арматуры и строительного мусора.

После войны из подземных тоннелей под Днепром пытались откачать воду и откопать технику. Уже летом 1946 года на бывших законсервированных участках кипела работа, а на Жуковом острове общежитие наполнилось рабочими до отказа. Но власть научилась считать деньги, особенно после войны и в начале 1950 года строительство полностью остановили как нерентабельное. Остатки этого грандиозного сооружения до сих пор можно увидеть на Оболони, Жуковом острове и Осокорках.

Где находятся тоннели под Днепром?
Адрес:
1. Кессон на Оболонской набережной: Оболонская набережная, 13 (координаты 50.498797, 30.524665)
2. Погруженный кессон и затопленный тоннель на Оскорках: Садовая улица, 162 (координаты 50.365647, 30.611853)
3. 2 кессона и наземный полузатопленный тоннель на Жуковом острове: Февральская улица, 1/6 (направление Стариковская улица) (координаты 50.335162, 30.575906)

Кессон на Оболонской набережной


Просмотреть увеличенную карту

Погруженный кессон и затопленный тоннель на Оскорках


Просмотреть увеличенную карту

2 кессона и наземный полузатопленный тоннель на Жуковом острове


Просмотреть увеличенную карту