Секретный Киев: трамвай на набережной

Рельсы уже негодны
Рельсы уже негодны

Сейчас уже мало кто помнит о том, что по мосту Патона ходили трамваи, а поездка вдоль набережной от статуи Родина-Мать до Контрактовой площади, была увлекательным, романтичным и интересным событием. Эта линия была единственной в Украине вдоль берега реки и вызывала ассоциации с приморскими городами.

Городские власти раз за разом уменьшали и обрезали этот маршрут, пока он не исчез совсем. По этой причине о нем можно лишь рассказать, а тем кто любит ходить, можно посоветовать прогуляться вдоль заброшенных трамвайных путей и понять, что же на самом деле потерял город, лишившись такого трамвайного маршрута.

С 1 ноября 1954 года (спустя год после открытия моста Патона) и до 9 июня 2004 года по нему проходила трамвайная линия. До реконструкции моста, проведенной в 2004 году, это была одна из важнейших трамвайных линий, соединяющая левобережную часть системы киевского трамвая с правобережной. По линии ходил трамвай №31 (был открыт в 1959 году) от Рембазы до Контрактовой площади. По маршруту у него находился Дарницкий вокзал, Ленинградская площадь, Русановка, Выдубицкий монастырь, статуя Родина-Мать и музей ВОВ, метро Днепр, Труханов остров, мост Метро, фуникулер, Речной вокзал и Почтовая площадь.

В процессе реконструкции моста были демонтированы трамвайные пути, а по мосту проложена троллейбусная линия, которая, как оказалось, не способна перевезти пассажиропоток трамвайного маршрута по той причине, что не повторяла его путь от начала и до конца — были необходимы пересадки. В итоге система киевского трамвая оказалась разделенной на две сети, левобережную и правобережную. Вдоль Набережного шоссе стал ходить только трамвайчик №5.

Интересные факты:
— общая длина маршрута №31 составляла 35 километров, оборотный рейс проходился за 2 часа,
— общая длина маршрута №5 составляла 15 километров, оборотный рейс проходился за час,
— ранее по маршруту курсировал трамвай-кафе, где проводились дни рождения, свадьбы и прочие развлекательные мероприятия.

23 февраля 2011 года был закрыт и трамвайный маршрут №5, который начинался от статуи Родина-Мать и заканчивался на Контрактовой площади. Это был последний отрезок того длинного маршрута, который существовал более 60 лет и закрыт он был, как говорят, по причине нерентабельности. В свой последний рейс, «пятерка» перевезла около двух десятков пассажиров, медленно погасила огни в салоне и вагон отправился в последний путь по маршруту, но уже в депо. Сегодня трамвайные рельсы, словно от обиды, спрятались от посторонних глаз за листьями, ржавчиной, бурьяном и землей… Летом 2013 года при реконструкции лестницы возле колонны Магдебургского права, самой колонны и прилегающей к ним территории, были демонтированы остатки трамвайных путей. Возможно они где то и остались, но это маловероятно.
В любом случае вы можете прогуляться пешком или на велосипедах вдоль заброшенного маршрута. Поверьте, это доставит вам немало удовольствия.

Где находится трамвай на набережной?
На карте указано разворотное кольцо (конечная) по бульвару Дружбы Народов. На видео вы можете увидеть весь маршрут и определить, откуда вам лучше начать его прохождение.


Просмотреть увеличенную карту