Московский мост

Московский мост вечером
Московский мост вечером

Перед началом постройки жилого массива Троещина, требовалось как-то связать его с правым берегом Киева. В 1968 году Георгий Фукс, по проекту которого к тому времени в Киеве уже построили мост метро, приступил к работе по проектированию Московского моста. В то время отечественное мостостроение было отрезано от зарубежных технологий «железным занавесом» и Фуксу вместе со своим коллективом пришлось искать новые решения конструкций, создавать практически с нуля расчетные методики. Шутка ли, ведь в начале 1970-х единственным инструментом инженера была лишь… логарифмическая линейка.

За неполных 3 года был разработан проект моста, в котором пришлось учесть невиданный по тем временам пролет длиной около 300 метров. Столь большая длина пролета была необходима из-за близости Петровского железнодорожного моста и, как следствие, необходимостью создать нужны угол подхода фарватера к нему, дабы избежать навала и столкновения плавательных средств на опоры будущего моста.

В процесс стройки возникали различные проблемы и одной из них было то, что отечественные канаты не годились для образования вант из-за слабой упругости. О закупке импортных канатов, да ещё и за валюту даже и речи быть не могло. В итоге решение было найдено — канат формировался из параллельных высокопрочных проволок диаметром 5 миллиметров — по 91 проволоке в канате. Делали их в Киеве, но довольно далеко от места стройки и доставка канатов было довольно таки хлопотным занятием: канаты, длиной более 200 метров, наматывали на барабан огромных размеров, грузили на тягач и в сопровождении нескольких автомобилей ГАИ везли по городу около 15 километров. Чтобы понять суть проблемы, достаточно сказать, что барабан своей шириной занимал почти 3 полосы автодороги…
После пары таких доставок от них отказались и организовали производство канатов возле моста, откуда их подвозили к месту монтажа на специальных тележках.

Интересные факты:
— двое работников-друзей института, который занимался проектированием моста, имели нелегальные дачные участки на месте нынешнего парка Дружбы Народов. К сожалению трасса мостового перехода проходила как раз через их домики, которые они собственноручно построили из фанеры, досок и прочего хлама. В начале 1980-х годов этим же работникам предоставили дачные участки на Оскорках. Когда начали проектировать Южный мост, то коллеги подшутили над друзьями-дачниками и нанесли трассу мостового перехода опять через их дачные участки — мол, все, это судьба! Потом, конечно же, обман раскрылся, но что было с шутниками — неизвестно,
— Московский мост перекрывает русло Днепра одним пролетом, длина которого 300 метров. Пролет такой длины стал рекордным по тем временам в СССР, а мост вошел в десятку самых большепролетных мостов мира,
— почему Московский мост так назвали? Изначально в проектной документации он назывался Северный, чуть позже чиновники хотели назвать его мостом Дружбы Народов, так как возле моста собирались основать одноименный парк. Лишь незадолго до завершения строительства моста от властей пришло указание без объяснения причин — мост назвать Московским,
— во время визита на стройку первого секретаря ЦК КП УССР Щербицкого, к нему подошел заслуженный бригадир и бросив к ногам чиновника анкер для высокопрочной арматуры заявил: — Вот из-за недостачи такого говна, мы и не можем нормально работать! Буквально через пару дней завод «Большевик» приступил к изготовлению нужных для строительства моста деталей,
— длина моста 816 метров, высота пилона 119 метров,
— на этапе проектирования внизу пилона, как и на Южном мосте, хотели сделать ресторан, но потом от этой идеи отказались,
— в опорах моста есть круглые отверстия и многие думают что они были предназначены для прокладки трассы метро, но это всего лишь декоративное решение,
— во время испытаний моста один из наблюдающих инженеров доложил что мост прогнулся вместо допустимых 60 сантиметров на целый метр! В то время на мосту находилось 150 самосвалов с песком и около 200 людей. Чуть позже правда выяснилось, что специалист забыл разделить показания измеряющего нагрузку прибора на 2 и все отклонения были в пределах нормы.

До сдачи моста в эксплуатацию оставалось менее года, когда у руководства Киева появилась идея украсить верхушку пилона ладьей с основателями Киева. Конечно же все киевляне, да и не только они, знают эту скульптуру — она в итоге была установлена на Днепровской набережной в Наводницком парке. А все потому, что пилон к тому времени уже был готов на 100% и никто не рассчитывал на столь внушительную дополнительную нагрузку. Еле-еле удалось убедить высокое начальство отказаться от этой идеи, установив фанерный макет будущей скульптуры на пилоне и показав — снизу её очень плохо видно.

В это же время был утвержден герб Киева: на геральдическом щите был изображен серебряный лук, символизирующий Киевскую Русь, веточка цветущего каштана, как эмблема нынешнего Киева и золотая звезда города-героя. До открытия Московского моста оставался месяц, когда было заказано изготовление герба из кованой красной меди для установки его на пилоне. Высота герба составляет около 6 метров и он хорошо был виден снизу.
Как ни странно, медь специально окислили чтобы она не блестела, а со временем она ещё больше потемнела и практически визуально слилась с бетоном пилона — герб Киева времен СССР перестал быть заметен…

Где находится Московский мост?
Адрес: Московский проспект — проспект генерала Ватутина